You are here

Романский

Церковь в Германии. X-XII вв.

Вместе с гибелью античного мира была надолго утеряна его художественная и техническая культура.
Богоподобный герой античности, безупречно сложенный, смелый и сильный духом, был напрочь отвергнут средневековым искусством.
Взамен средневековые мастера открыли в человеке огромное богатство внутренней жизни, страстность душевных порывов, обратили внимание людей на многообразие чувств и переживаний, часто выраженных в драматической форме.
Лишь к 1000 году Европа становится способной к дальнейшему развитию искусства. Это время является началом нового периода в развитии средневекового искусства, именуемого «романским».
Термин «романский стиль» - указывает на преемственность от Рима – относится к искусству Западной и Центральной Европы XI и XII вв.
В Древнем Риме одним из высочайших искусств была скульптура, которой придавалось самостоятельное значение. В раннее средневековье стены храмов часто оживлялись узорным орнаментом. В Романском стиле орнаментальное и изобразительное начала согласованы. Романское искусство дополнило, а в некоторых случаях заменило орнамент изобразительной пластикой.
Романское искусство формируется в условиях развитого феодального общества, новых государственных образований с пробуждением национального самосознания. Светские и духовные феодалы достигают огромного могущества. Существенную роль начинают играть города, многие из которых (особенно в Италии и Фландрии) обретают самостоятельность. Но светское искусство не определяло характер романской художественной культуры. Основой являлось религиозное искусство. Главное городское и монастырское сооружение – собор, который был призван объединить «человеческое стадо» в молитвенной покорности богу, олицетворяя собой торжество и универсальность христианской веры.
В середине XI века французский монах-летописец Рауль Глабер поделился своими юношескими воспоминаниями: «Вскоре после 1000 года вновь приступили к постройке церквей, и это почти повсеместно, но главным образом в Италии и Галии. Их строили даже тогда, когда в том не было необходимости, ибо каждая христианская община спешила вступить в соревнование с другими, дабы воздвигнуть еще более великолепные святилища, чем у соседей. Казалось, что мир стряхивал свои отрепья, чтобы приукраситься белым нарядом церквей».
В довершение стены храмов покрылись изобразительной пластикой которая была призвана не только украшать фасад здания, но и просвещать зрителя, внушая ему определенные религиозные идеи. Мысль папы Григория Великого о том, что искусство есть священное писание для неграмотных, в полной мере учитывалось церковью. Евангельские сюжеты – ведущая тема композиций, где изображения человека главенствуют, но и образ зверя – чаще фантастического чудовища – присутствует на стенах романского храма.
Романский стиль подчас наделяли такими эпитетами как «простонародный» и даже «мужицкий». В эпоху Возрождения мастера пренебрежительно относились к «варварскому» искусству средневековья, но именно это искусство подготовило необыкновенный взлет художественной культуры нового времени. Именно этим стилем средневековая Европа впервые сказала подлинно свое слово в искусстве, веское и неповторимо своеобразное по своей выразительной силе.
Обращая свой взор не только на потустороннее, но и на земное, средневековые художники открывали перед искусством широкие горизонты.

Литература: 

О.И. Сопоцинский. Искусство западноевропейского средневековья, Искусство, М., 1964 .
Л.Д. Любимов. Искусство Западной Европы, М., «Просвещение», 1982
А.Г. Цирес, Художественный образ романского и готического соборов, «Искусство архитектуры», М., 1946, стр. 85-98