You are here

Классицизм

Триумфальная арка на площади Звезды  в Париже, 1806-1836 гг., архитектор Ж. Шальгрен

Классицизм начал формироваться в западноевропейском искусстве и архитектуре в конце XVI – начале XVII вв. в противовес напряженно-динамичному барокко. Основная идея классицизма – служение идеальному государственному строю, основанному на законах философии, разума, гармонии между интересами личности и интересами государства, идея устойчивости централизованного общества. Рационалистические идеи XVIII века, а так же открытие древнеримских городов Геркуланума и Помпеи в первой половине XVIII века. Это способствовало тому, что художники обратили свои взоры на искусство античности. Именно в нем классицисты черпали вдохновение.
В архитектуру возвращается колонный портик с двускатной крышей, как доминирующая композиционная часть здания, симметрия, ясность планов, благородство пропорций.

Художников-классицистов интересовала, прежде всего, мыслящая личность, с позиций разума определяющая свое поведение в жизни. Для произведений классицизма характерна уравновешенная композиция, симметрия, скульптурная четкость объемных форм, высокая культура и завершенность рисунка. В России произведения художников-классицистов, обращавшихся к темам патриотизма и самопожертвования во имя Отечества, часто носили антидеспотическую направленность, особенно на фоне антифеодальных настроений. При этом вынужденная историческая ограниченность классицизма, как творческого метода, обусловила в нем такие черты, как маскарад героев, обязательный даже в национальных сюжетах, излишнюю рассудочность, приводящую к отвлеченной обрисовке персонажей, театрализованную группировку действующих лиц.
Для русского изобразительного искусства период классицизма связан, прежде всего, с формированием тематической картины (А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» (1773), Г.И. Угрюмов («Испытание силы Яна Усмаря»(1797). В скульптуре достижением классицизма стало создание героического монументального образа (Э. Фальконе, памятник Петру I; М.И. Козловский «Самсон, раздирающий пасть льву», монумент А.В. Суворову в Петербурге).