You are here

Стили

СТИЛЬ (франц. style) — в искусстве исторически сложившаяся и социально обусловленная общность идейно-художественных принципов, объединяющая в данную эпоху произведения мастеров, работавших в различных видах и жанрах искусства. В основе всякого стиля лежит прежде всего идейная и методологическая общность, характерная для ведущей социальной группы в данных исторических условиях; эта общность порождает более или менее устойчивую и единообразную систему художественных форм, иногда детально разработанную и регламентированную. Как правило, такое единообразие форм нагляднее всего выступает в архитектуре и прикладных искусствах. Если общественное развитие носит застойный, замедленный характер, то система художественных форм обычно окостеневает, становится особенно каноничной, стабильной. Так, в древнеегипетском искусстве приблизительно одни и те же стилистические особенности сохранялись на протяжении тысячелетий. Однако и в рамках устойчивой стилистической общности непрерывно идет процесс живого развития искусства и борьбы в нем различных направлений, которы в конце концов приводит к коренному изменению существующего стиля и становлению нового. Идейно-содержательная основа всякого стиля развивается быстрее, интенсивнее, чем порожденная ею система художественных форм: последняя более консервативна, и это особенно сказывается тогда, когда господствующий художественный вкус правящих классов стремится ее закрепить и канонизировать. В этих условиях стиль, органически сложившийся, утрачивает свою органичность и начинает искусственно насаждаться, приобретает формально-нормативный, догматический характер, тормозя рост передового искусства. В европейском искусстве нового времени (начиная с эпохи Возрождения), с его усложнившимися многообразными задачами, с обострением социальных противоречий, с расширением идейного и тематического диапазона, неизбежной стала дифференциация С., более быстрая их смена; явственной стала и тормозящая роль формальных признаков С. В XVII в. ни барокко (см.), ни дворянский классицизм (см.) не охватывали собой всего многообразия искусства этой эпохи: наиболее прогрессивные и яркие явления нередко нарушали стилевые нормы или соприкасались с ними лишь в частностях (напр., искусство Рембрандта). Еще более узким и ограниченным по сфере своего влияния был С. дворянского искусства XVIII в.— рококо (см.). Возможно существование различных и даже противоположных идейных тенденций в пределах общих внешних стилистических признаков, когда первоначальная идейная основа С. уже изменилась, а установленный ею строй форм продолжает еще сохраняться. Так, напр., идейно деградировал в XIX в. буржуазный классицизм.
В реалистическом демократическом искусстве нового времени, напр., в искусстве передвижников (см.) в России, понятие единства С. не утрачивается, но существенно обновляется: само понятие С. становится более широким и гибким. С. искусства критического реализма (см.) складывается на основе общей идейной целеустремленности и порождает строй форм, свободный от условностей и канонов, имеющий единственным непреложным правилом правдивое воспроизведение объективного мира, близость к натуре. Реалистические формы не ведут к окостенению формальной стороны С., не препятствуют росту содержания, а органически развиваются вместе с ним, допуская при этом многообразие художественных решений.
В более узком значении С. называют совокупность идейно-художественных особенностей определенной творческой группы, школы (здесь понятие С. близко к понятию художественного направления) или творчества отдельного художника, отличающегося яркими, индивидуальными чертами и имеющего широкое влияние.